Приоритеты.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят.
1. Ролевая игра «Услышать ребенка».
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.».
Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:
«ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;
«отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);
«мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);
«бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.).
Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
Проигрывание ролевой игры, в ходе которой педагог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.
Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:
Что вы чувствуете сейчас?
Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
Какие выводы вы для себя сделали?
2. Упражнение «Семья».
1) Несколько участников (5-7 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти (комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья).
2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни»), появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) - это уже настоящая семья – устойчивая и дружная.
3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже проблемным(«ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» – это «родители»). Ведущий спрашивает у «родителей»: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим становится не сладко).
4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает всех изводить (ведущий: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи»).
5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит всех обняться.
Итог ведущего: «Круг – это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид».
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.
Выступление педагога первой квалификационной категории Кондратовой Е.В. (5 лет опыт работы)
3. Упражнение «Два портрета»
В этом упражнении родители рисуют 2 рисунка. Сначала родители рисуют портрет «Я-неэффективный родитель». Нарисовав портрет, родители на этом же листе в свободных местах пишут установки неэффективного родителя (негативные). После этого происходит обсуждение рисунков: характерные черты неэффективного родителя, его установки. После обсуждения под слова щелканье пальцев ведущего все рвут свои портреты «Я-неэффективного родителя» и выбрасывают в корзину с надписью «Прошлое».
Затем на другом листе рисуется портрет «Я-эффективный родитель», пишутся установки эффективного родителя. Обсуждаются характерные черты и установки эффективного родителя. Эти портреты родители забирают домой и вешают или кладут на какое-нибудь видное место.
Рекомендации
Кроме того, попробуйте выполнить следующее:
1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».
3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?
Карточка № 1.
Прочитайте стихотворение, как “робот”.
|
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! |
Карточка № 2.
Прочитайте стихотворение, как “новый русский”.
|
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плач: Не утонет в речке мяч. |
Постой паровоз, не стучите колеса.
Кондуктор нажми на тормоза… Я к маменьке родной с последним приветом, Спешу показаться на глаза. (прочитать как сентиментальная дева) |
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. |
У меня живет козленок,
Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду – Я в траве его найду.(прочитать как болеющий человек) |
А сейчас мы поговорим о скороговорках.
Скороговорка – это своеобразный тренажер, а игровые задания – своего рода развлечения в кругу семьи. Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
- Внимание на экран.
Перед вами скороговорка. Прочитаем ее “глазами”. Хорошо. Проговорим скороговорку беззвучно. Теперь шепотом. Вполголоса. Медленно, в полный голос. Быстро. Быстро-быстро.
1.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Следующая скороговорка. Есть желающие? Иллюстрация № 10
2.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
- И последняя скороговорка. Давайте, проговорим ее вместе. Иллюстрация № 11
3. Жили были три японца:
Як, Як Ци Драк, Як Ци Драк Як Ци Драк Ци Дроне
Жили-были три японки:
Ципе, Ципе Дрипе, Ципе Дрипе Лимпопони.
Вот они пережинились:
Як на ципе, Як ци драк на Ципе Дрипе,
Як Ци Драк Як Ци Драк Ци Дроне на Цие Дрипе Лимпопони.
Итак, вы сегодня познакомились с приемами работы по развитию речи, а именно: с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата, на формирование интонационной выразительности, по развитию дикции.
Спасибо за внимание!
Комментариев нет:
Отправить комментарий